Anatoly Levenchuk (ailev) wrote in dot15926,
Anatoly Levenchuk
ailev
dot15926

Categories:

Computer science и ontology science как методы решения задач

Понятно, что излагаемое в computer science и ontology science (см. http://community.livejournal.com/dot15926/17474.html) содержание -- это методы, т.е. способы описания мира при помощи формальных языков, подразумевающих какие-то интерпретаторы ("машины") этих языков. Тем не менее, какой-нибудь учебник computer science трудно разложить по привычной структуре метода, которую нам даёт ISO 24744. Ибо излагаемое не требует коллективной деятельности, не имеет инженерной природы (всё инженерное попадает сразу в software engineering и ontology engineering, и там сразу всё становится просто).

Тем не менее, computer science как-то учат. Это значит, что метод как-то передаваем. Какие есть ходы на экспликацию метода из текста-об-устройстве мира?

1. Опереться на то, что задание объекта возможно лишь в терминах операций с ним. Так, ежели учить арифметике, то продукты работы -- числа, системы уравнений. И есть практики сложения, вычитания, решения систем уравнений. Роль -- расчётчик. Инструмент -- калькулятор. Язык теории чисел, нотация математическая. Решение арифметических задач при этом -- это уже инженерия (жизненный цикл задачи: формулирование условия, нахождение архитектуры решения, изготовление решения, верификация, использование решения).

2. Опереться на то, что отмоделированные умения передаются в форме упражнений (http://ailev.livejournal.com/875198.html). Эти упражнения -- и есть практики. Когда эти практики освоены, то метод передан.

Как, например, ввести 4D экстенсионализм как метод обеспечения масштабируемости схемы данных в условиях непрерывного ее пополнения и необходимости сохранять историю изменений (для каждого метода, каждой практики нужно указывать назначение)? В этом методе можно выделить отдельные практики (в этом и есть отличия методики от учебника):

1. Практика "альтернативного времени" для обсуждения истории: "вечные классы", которые имеют "вечных членов", существовавших, существующих и потенциально будущих существовать ("возможные миры") в 4D. Интенсиональное определение 3D классов против экстенсионального определения 4D классов. [например, это важно для разбирательства, какие классы имелись ввиду в стандартах -- там могут обнаружиться интенсионально определенные 3D классы, и их придется переинтерпретировать]. Контрольный вопрос: "сколько членов сейчас в данном классе?", а затем "а сколько членов было? сколько членов будет?" -- ответ скажет, в какой парадигме мыслит вопрошаемый.
2. Практика соорганизации растущего числа предметных знаний (появление всё новых групп и методов описаний): сосуществования уровней реальности, практика power sets (class of class). Особенности классификации и членства. Отличия от специализации.
3. Практика усмотрения activity за отношениями для решения проблемы cardinality для предотвращения потери истории "атрибутов". Заменяемые части как роли в отношениях. Роли как состояния. Проблема переносимых cardinality и потери истории.
4. Практика обсуждения с использованием пространственно-временных диаграмм.
5. Практика использования 6й нормальной формы для максимальной компактификации и предотвращения переписывания непрерывно дополняемой модели данных.

Еще одно отличие методики от учебника: в учебнике правильно было бы говорить, как решается та или иная проблема в онтологической науке в целом. А в данной методике нужно говорить, как решается эта проблема в ISO 15926, и не давать объяснений типа "так же, как в DOLCHE или CYC, но с особенностями такими и сякими" или "согласно воззрениям Гуссерля, только с отличиями тут и тут". Нужно сразу формулировать "как надо", хотя у этого подхода, конечно, есть и недостатки: узкий онтологический специалист будет подобен флюсу, полнота его будет одностороння. Но нам нужно готовить не онтологов-исследователей, а промышленных онтологов.

Так же подробно на более мелкие практики нужно разбивать следующие практики "науки" онтологизирования:
-- практика факт-ориентированного безатрибутного описания, чтобы отразить множественность предметных областей ("что для одного проекта атрибут, то для другого проекта класс": результат проект EPISTLE).
-- практика онтологического (соотносимого с физическим миром) описания, обеспечивающее гарантию договоренности в рамках общей картины мира -- против даталогического (принятого в computer science) манипулирования только символами – отличия от MDM-стандартов и стандартов типа ISO 12006-3.
-- практика использования шаблонов для подъема уровня языка. Выражение в шаблонах против выражения в семантической сети. Использование "только сигнатур" против "полноценных шаблонов с графом подъема-опускния".
-- практика различения понятий (идентифицируемых по URI) и их имён для организации словарей.
-- практика использования трипл-представления данных ISO 15926 для облегчения обработки данных. Особенности использования RDF и OWL для представления семантики (четыре разных типа OWL-файлов для части 2, AnnotationProperties в OWL и xml:lang)
-- практика характеризации через Gellish [в перспективе, не сейчас] для упрощенного применения шаблонной техники ISO 15926

Скорее всего, практика использования 4D системы (в общем виде, а не на примере заменяемого тега в составе железной системы), а также 4D-метода -- это тоже "онтологическая наука", а не онтологическая инженерия или прикладная дисциплина. Это означает, что практики использования .15926O должны рассматриваться в рамках дисциплины "онтологической науки".

А вот "моделирование тега в ходе жизненного цикла установки" -- это уже прикладная дисциплина "характеризация/онтологизация/моделирование инженерных данных".

Для каждой такой "научной практики" нужно сформулировать выполняемые в ее ходе дела (в данном случае -- "как нужно думать", "как представлять результат") и задействуемые рабочие продукты (включая модели и их выражения в документах -- например, диаграммах, постановках задачи и т.д.).

Плюс для освоения каждой практики нужны примеры, плюс обязательны упражнения.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments